120. Отличия российского шоу-бизнеса от западного

В этот статье проекта Энциклопедия будущей звезды мы коснёмся темы отличий отечественной индустрии от американской и европейской. Есть ли разница в структуре? На каком месте наш шоу-бизнес по объективным показателям?

Раcпад СССР изменил всю устоявшуюся структуру музыкальной индустрии, в стране на смену плановой экономики, пришла рыночная. Наш шоу-бизнес приобрёл свои ярко выраженные черты, которые, как не хотелось бы этого деятелям того времени, имели мало общего с западным бизнесом. Россия вcтала на какой-то свой, особенный путь развития.

В Америке шоу-индустрия начала развиваться ещё в начале XX века, в неё были вложены громадные деньги, тогда как в советском союзе не о какой коммерческой деятельности, до времён перестройки не было и речи. Поэтому продюсерам эпохи конца 80-х начала 90-х, пришлось заново изобретать велосипед под названием Русский шоу-бизнес . Многое из происходившего в стране, носило криминальный оттенок, в сферах где крутились большие деньги например, шоу-бизнес , были люди, которые по своему желали их поделить.

Со временем, многие направления в бизнесе стали пытаться работать по западным стандартам. Международные компании начали вкладывать свои капиталы, укореняясь на российском рынке. Были привлечены иностранные специалисты и технологии, но отставание в развитии структуры, всё равно остаётся глобальным.

Иллюстрация: Starland.ru

В чём же существенное отличие российского шоу-бизнеса от американского на сегодняшний день? В чём отличие от шоу-бизнеса других стран? Насколько сейчас мы отстаём от ведущих стран в этой области. Как нам догнать их?

Добавить цитату в Твиттер

Эти вопросы прокомментировал генеральный директор и главный редактор информационного агентства InterMedia, вице-президент Национальной Ассамблеи организаторов развлечений НАОР Евгений Сафронов.

Е.С Скажите, насколько российская индустрия отстаёт от западной?

Она не отстаёт, это 2-е разные индустрии. Западная индустрия состоит из нескольких частей. Первая — англоязычная индустрия, готовящая международный репертуар для всего мира. Вторая — индустрии развитых европейских стран, которые борется с международной индустрией. А всё остальное — это индустрии развивающихся стран, которые пытаются бороться. Например японцы могут сказать, что их местный репертуар, и в записях, и в концертах составляет 80-90 процентов. У них местная популярная музыка поддерживается на государственном уровне.

Фото: Starland.ru, Лукьянова Екатерина

К примеру, в России в 90-е годы репертуар российских исполнителей составлял 70-80 процентов, а сейчас, это 8 процентов. В широкой трактовке оборот нашей индустрии составляет 2-3 миллиарда долларов, в узкой — 500 миллионов. Получается, что мы отстаём от США где-то в 100 раз. Наши обороты сопоставимы с некоторыми европейскими странами, например с Италией. Ещё можно сопоставит нашу индустрию с бразильской.

Е.С Получается, что уровень индустрии нашей громадной страны, сопоставим с уровнем относительно небольших стран Европы, и развивающихся стран Южной Америки. Что надо сделать в сложившейся ситуации, чтобы выйти на американский уровень развития?

Развитие массовой культуры всегда очень жёстко завязано на экономическом развитии.

Не существует ни какой культуры, там где нет экономики. Если у нас экономика в таком виде, то вообще удивительно, что у нас хоть что-то существует и народ, что-то местное слушает. Когда ты слушаешь музыку, то ты как человек грамотный понимаешь, что эта музыка находится на острие, в ней отражены самые модные тренды, самые лучшие композиторы и аранжировщики работали над ней .Эта музыка, которую молодёжи хочется слушать, потому, что музыка как и кино всегда очень жёстко нацелено на моду, на современное. И, если современные тренды создаются на западе, то будем слушать западную музыку, а, если мы хотим чтобы современные тренды создавались в России, то нужно с умом вложить бешеные деньги.

Всё, что мы пока можем, это создавать прорывы, которые могут просто обозначить влияние России на мировую сцену.

Добавить цитату в Твиттер

Также, на наши вопросы ответил Александр Кушнир — журналист, музыкальный продюсер, генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир Продакшн», автор ряда книг о советской и российской музыке, идеолог рок-фестиваля Индюшата .

Фото: Starland.ru, Лукашова Ольга

Из-за того, что наш шоу-бизнес молод, и фактор пресловутого русского менталитета имеет
вес в любой сфере нашей жизни, российский шоу-бизнес в априори должен отличаться от западного. Скажите, в чём самые яркие отличия западной музыкальной индустрии от нашей?

А.К : Я, бы назвал эти отличия одним словом — обхват. Потому что находясь в любой европейской стране ты включаешь телевизор, и на тебя вываливается порядка 20-ти музыкальных телеканалов. У метро стоят развалы с журналами, и в ответ на наши убогие Billboard и Rolling Stone на этих развалах лежит порядка 20-ти музыкальных изданий. Очень важный момент, а потому очень болезненный это наличие сети студенческих радиостанций. Которые гоняют независимую музыку, которую в последствии подхватывает радио BBC.

Сравнение музыкальной индустрии США и РФ

У них есть пять мейджеров Sony , Warner , BMG , Universal , EMI . Они договариваются за год вперёд о том когда, и у кого выйдут мощные релизы, чтобы они не пересекались. Я помню первый клип Эми Уайнхаус. он был везде, при том, что она ещё не рванула. Потому что было куда его ставить. А мы имеем очень маленькое количество взлётных полос, а на западе их больше. Фестивалей больше, ресурсов больше, людей в индустрии больше и арт-колледжей больше.

То есть западная индустрия она просто шире?

А.К : Она шире, и история у неё длиннее. И взлётные полосы длиннее!

Фото: Starland.ru, Лукашова Ольга

Хорошо, в России по Вашим словам менее удобно развиваться в индустрии музыки, но кризис переживал весь мир. Скажите, что вообще происходит в российской индустрии после кризиса?

А.К : Кризис был очень давно, и как-то странно, что в шоу-бизнесе вот эти прибои от кризиса, до всех доходят по разному. В последние четыре года произошла полная ломка всех стереотипов, в эти годы были на моей практике гиперуспешные летние месяцы и какие-то очень странные декабри. Я горжусь тем, что когда-то придумал глупую, смешную, но по сути справедливую формулу — шоу бизнес в России существует один месяц в году, и месяц этот декабрь. Сейчас это правило не работает. Вообще правил нет! Но в этом и кайф.

А в западной индустрии правил больше?

А.K : В этом и минус. Мои знакомые принимали активное участие в организации английского и японского концертов группы Тату . Если человек там начинает играть не по правилам, любой шаг влево, шаг в право воспринимается как побег. То концерты отменялись, то они сталкивались с проблемами, которые решить не возможно. Получаются две крайности. На западе всё очень калькулировано, а у нас одни бесконечные зоны риска. Бесконечные минные поля. Мы живём в стране минных полей , и сбор урожая у нас очень специфичен, и посевная у нас очень специфична. Порой абсолютно не понятно, кто мы есть люди, которые занимаются продвижением артистов , сапёры или минёры.

Вывод напрашивается сам по себе. Пока государство на будет вкладывать в культуру достаточных денег, её уровень, а конкретно уровень поп-культуры, будет такой же низкий.

В многомиллионной, огромной стране репертуар местных исполнителей составляет менее 10 процентов, тогда как в развитых странах, например в Японии 70-80 процентов. Обороты нашей индустрии по сравнению с американскими, по прежнему мизерные.

Комментарии закрыты.